Организация родов в Европе

Как детские неврозы связаны с проблемами в семье?

Как детские неврозы связаны с проблемами в семье?Если родители вовремя не отследили у ребенка негативные переживания и не помогли ему с ними справиться, эти переживания постепенно перерастают в неврозы. Неврозы сами собой не проходят, а видоизменяясь и трансформируясь вписываются в структуру личности ребенка, что проявляется потом в невротическом характере человека. О том, почему у ребенка появляются неврозы и как эту ситуацию можно исправить с помощью специалиста, рассказывает психолог Ирина  Алексеевна Кононова.


Последствия детских неврозов во взрослой жизни

Если мы говорим о детских неврозах, то есть состояниях, дошедших уже до определенной степени сложности и выражающихся в комплексном проявлении симптомов, то есть это обычно тревога, страх, трудности сна, нарушение игровой деятельности и другие проявления, тогда можно сказать, что сами собой неврозы уже не проходят. Они могут трансформироваться, видоизменяться, ребенок может как-то научиться с ними справляться.
Но, как правило, они просто видоизменяются и вписываются уже в структуру самой личности, превращаясь в невротический характер взрослого человека. И тогда во взрослом возрасте это проявляется в нерешительности, низкой самооценке, неспособности проявить себя, достичь чего-то желаемого, неспособности устанавливать эффективные коммуникации с противоположным полом, на работе и другими сложностями.

Почему у ребенка могут появляться неврозы?

Отношение ребенка к семье и взаимоотношения между родителями и другими членами семьи играют основную роль в формировании детских неврозов, в появлении негативных переживаний у ребенка. Любой детский психолог или семейный психотерапевт знает, что ребенок – это симптом семьи.
Что это значит? Это значит, что на ребенке отражается все, что происходит в семье. В силу его чувствительности, в силу его большой взаимосвязи с другими членами семьи он отражает это в своем состоянии, поведении. Все неблагополучие, которое появляется в тех или иных взаимоотношениях. Причем играет роль не только отношение родителей или других членов семьи к ребенку, но и взаимоотношения между собой.
Конечно же, есть ситуации, которые происходят помимо семьи. Это какие-то катастрофы, неприятные, несчастные случаи, болезни кого-то из близких или смерть, переезды. Но в любом из этих случаев тем не менее играет роль, как именно ребенку помогут справиться с этой ситуацией, как именно помогут пережить ее другие члены семьи. И то, какое влияние окажет на него эта стрессовая ситуация, напрямую зависит от того, сколько времени и внимания уделили близкие для того, чтобы помочь ребенку преодолеть эту ситуацию.
Иногда в семье есть скрытые конфликты, которые не осознаются, не заметны. И иногда только благодаря ребенку и тому, что эти скрытые конфликты проявляются в его болезнях, нарушениях поведения, нарушениях состояния, благодаря ребенку можно заметить и можно справиться как-то с этими ситуациями.

Почему важно быть внимательными к чувствам ребенка?

Чуткость и внимательность к чувствам ребенка нужна для того, чтобы вовремя заметить, что с ребенком что-то происходит. Если родители заметили, что с ребенком что-то не так, они могут попытаться самостоятельно понять то, что с ним происходит или найти информацию у своих знакомых, у родителей, у других родителей, либо же в книгах, которые сейчас очень распространены, по воспитанию детей. Также можно найти ответы на свои вопросы в Интернете.
Если же родители не могут найти ответы на свои вопросы, не могут понять, что происходит с ребенком, не могут найти способы, как изменить его переживания, как помочь ему преодолеть их, то всегда есть возможность обратиться к профессиональному психологу, который имеет для этого знания, возможность, опыт и сможет помочь справится с возникшими неприятными переживаниями.

В чем польза детского психолога?

Во-первых, психолог помогает понять, что происходит с ребенком, какие именно страдания он испытывает, переживает, может помочь выяснить, выявить причины происходящего, может успокоить родителей или, наоборот, обратить их внимание на какие-то трудности и проблемы, которые они до этого не замечали.
Часто для этого бывает достаточно одной или нескольких консультаций. Иногда этого бывает недостаточно, когда проблема носит затяжной, хронический характер и отражается уже на многих сферах деятельности ребенка. Когда затронуты взаимоотношения в семье, со сверстниками, когда уже есть проявления психосоматические: нарушения сна, аппетита и психосоматические заболевания – кожные болезни, астма, аллергия, экзема. Это все говорит о том, что проблема существует уже давно, и что ребенок пытается давно с ней справиться, не находя способов выражения своих эмоций и не находя способов справиться с ними, все это переходит в психосоматическую сферу, сферу болезней.
Иногда бывают ситуации, когда на самом деле очень помогает ребенку, когда в терапии идет кто-то из его родителей, мама или отец. И я часто наблюдаю такие ситуации, когда без проведения терапии для ребенка очень сильно изменилась ситуация, изменялось его поведение, когда к психологу ходил кто-то из его родителей.
Также помощь детского психолога требуется детям в случае, если они пережили очень сильный стресс или травму. Это ситуации развода, переезда, ситуации, когда дети оказались свидетелями какой-то катастрофы, несчастного случая, это ситуации, когда сильно заболел или умер кто-то из близких людей, и дети были знакомы с этим человеком.
То есть это ситуации, когда ребенок, так же как и взрослый, испытывает горе, он заброшен в этот период, потому что, как правило, взрослые переживают потерю, и если это идет речь о смерти или разводе, ребенок в этих случаях нуждается в том, чтобы ему помогли преодолеть эти состояния, чтобы они не оказали в дальнейшем влияние на его психику, не остались внутри не пережитыми, не переваренными и не превратились в дальнейшем в серьезные проблемы и страдания.
И еще одна ситуация, когда ребенку нужна помочь психолога, и это ситуация адаптации к каким-то новым условиям жизни. Что это могут быть за ситуации? Прежде всего это изменение в семье. Появление нового члена семьи, появление другого ребенка, беременность мамы, рождение младшего брата или сестры, это изменение в его социальной жизни, то есть когда ребенок идет в детский сад или школу, это переезд.

Как работает детский психолог?

Важно понимать, что психика ребенка очень пластична и имеет очень большие возможности для адаптации. Она очень гибкая, поэтому психологическая работа, психотерапия с ребенком, как правило, очень эффективна. Детям бывает очень трудно говорить о том, что они переживают. Часто они этого не осознают и не могут выразить. Поэтому детский психолог работает совершенно иными методами, чем работает психолог со взрослыми.
Основным средством работы детского психолога является игра. Поэтому, как правило, очень отличаются виды терапии для взрослых и для детей. Для детей это, как правило, сказкотерапия, игровая терапия и арт-терапия. Одной из разновидностей игровой терапии является песочная терапия, когда вся игра происходит в небольшой песочнице, и ребенок разыгрывает там то, что он чувствует, что он переживает. И с помощью игры психолог может понять, что именно беспокоит ребенка, какие причины возникновения его переживаний, как ему помочь с этим справиться.
То есть, по сути, для ребенка игра – то же самое, что вербализация для взрослых. То же самое, что для нас – говорить. Конечно, язык игры очень специфичен, и чтобы его понимать, нужно обладать определенными знаниями символики, знаниями детской психологии и того, что ребенок вкладывает в эту игру. Тогда эта игра становится не просто игрой, она приобретает смысл, она рассказывает о том, что происходит с ребенком, что он переживает, что происходит в его психике. И тогда это становится инструментом работы и делает возможным помочь ребенку преодолеть его негативные переживания и его страдания.

Почему родители не признают необходимость психологической помощи для ребенка?

Часто родители стараются не признавать необходимость психологической помощи для ребенка, потому что переживание негативных эмоций приравнивается практически чуть ли не к психическому заболеванию. И иногда, когда психологи в детских садах, школах рекомендуют обратиться к детскому психологу или психотерапевту, родители отвечают, что они не поведут своего ребенка к этому специалисту, мотивируя это тем, что он у них нормальный. Соответственно, вести к специалисту, к детскому психологу ребенка для них означает то же самое, что признать своего ребенка психически нездоровым. Конечно же, это не так. Но, к сожалению, это культурный миф, который существует в России.
Одни родители не понимают, как работает психолог, чем он может помочь их ребенку, как чужой человек может лучше понять, что происходит с их ребенком. Другие боятся критики, осуждения, что психолог будет им указывать на ошибки воспитания, на их собственные ошибки. Третьи считают, что проблемы несущественны и все пройдет само собой, нет смысла тратить свое время, силы, деньги на то, чтобы обращаться за психологической помощью.
Бывает также, что родители приписывают причины происходящих детский страданий, переживаний тому, что есть какие-то внешние причины. В этом случае родители не задаются вопросом, почему другие дети в той же группе детского сада не переживают такие эмоции, у них нет невроза, а у их ребенка есть. Но, как правило, это не особо волнует.
И другая крайность, противоположная этой группе, которую я только что назвала, это отсутствие причин приводит к тому, что отрицается и наличие самой проблемы, самих переживаний. Это когда родители говорят: «У нас все замечательно. Мы обеспечиваем ребенка едой, одеждой, мы ему покупаем самые лучшие игрушки, водим его в самую лучшую группу, у него все есть и у него не может быть никаких переживаний, проблем, страданий. Нет объективных причин, значит, нет чувств, которые могут быть негативными».
Если есть только позитив, который они дают ребенку, должен быть только позитив и у ребенка. И когда отрицаются чувства ребенка, естественно, они остаются изолированными. Ребенок не понят, ребенку не к кому обратиться за помощью. И происходит иногда еще такая ситуация, когда в этом случае все, что происходит с ребенком, приписывается его чертам характера, его личности. Говорят, что этот ребенок капризный, он агрессивный, он похож на кого-то из членов семьи, его не исправить, он неблагодарный потому что он такой сам по себе. Ему дают какие-то клички, например, «нытик», «забияка», «серая мышь», и все списывается на то, что у ребенка такой характер. В этом случае родители тоже не считают нужным обращаться к психологу, потому что считают, что ничего невозможно изменить, потому что это характер ребенка, это его суть, и она никак не меняется.

WildWeb

Top.Mail.Ru